КАК РОЖДАЮТСЯ ЛЕГЕНДЫ ИЛИ ПОЧЕМУ В НЕРЕСТ НЕ ЗВОНИЛИ В КОЛОКОЛА.
Всего лишь моя версия.
Помните расхожую фразу «раньше, во время нереста, даже в колокола не звонили, чтобы не пугать рыбу»? Прекрасная строчка, кочующая из одного издания в другое, показывает, как бережно относились русские предки к нерестящейся рыбе. Правда, основная масса рыболовов, считает, что это происходило лет сто назад и касается наших с вами дедушек и прадедушек. Честно говоря, я и сам был не в курсе, кому принадлежит эта идея и, для пополнения багажа знаний, залез в Интернет. Все источники ссылаются на указ Петра Первого, а с того момента прошло, как минимум, три столетия. Понятно, что ссылок на распоряжение царя найти не удалось, но посчастливилось узнать, что в комплекс мер по охране нерестилищ помимо не звонящих колоколов, входило патрулирование берега казаками с обязательной обмоткой копыт лошадей тряпками, а рыба, ради которой всё это затевалось, называется лещ. Ну, что тут скажешь – молодцы!
Но ведь казаки не только охраняли речку, в данном случае речь идёт об Урале, но и ловили на ней. И, пожалуй, один из самых зрелищных способов ужения, применяемый ими, назывался «Царское багрение». Вот как описывает этот метод ловли Л. Масянов в своей книге «Гибель Уральского Казачьего Войска»:
«ЦАРСКОЕ БАГРЕНЬЕ
Первый день багренья был отведен для Царя. Всю рыбу, пойманную в этот день, отвозили к царскому столу. Обычай этот существует со времен Царя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых, когда яицкие казаки явились к царю с рыбным подарком и поклоном с просьбой „принять их под высокую руку”. А затем повелось так, что каждый год казаки возили этот презент к царскому столу. Это не было трудно в старину, когда Яик был очень богат рыбой и его иначе не называли в песнях как „золотое донышко”, и он кормил всё Войско. Но когда Яик постепенно стал оскудевать, то казакам стало труднее это делать, а, между прочим, этот обычай превратился в обязанность и существовал до революции 1917 года. Дело происходило так: Войсковая казна отпускала сумму денег на покупку красной рыбы у казаков прямо на льду, во время багренья. Но, ставки были таковы: 3 рубля яловый и 15 рублей икряной осетр. Настоящая же цена икряного осетра была 120-150-200 и больше рублей, в зависимости от величины Вообразите теперь казака, который был удачлив на Царском багренье и неудачлив на своем. Какой суммы заработка он лишался? То-то же. Старались как-нибудь скрыть рыбу, но это стало совершенно невозможно, потому что на Царское багренье власти запретили сводить коней с санями на лёд. Для Царского багренья отводились особые ятови и иногда оказывалось, что залежей рыбы на нём не было; тогда разбивали другой и так до тех пор, пока не наловят достаточно рыбы…»
Для тех, кто не знает, поясню – Яик, это старое название реки Урал, а ятови или ятовь – зимовальная яма.
Само багрение представляло собой довольно любопытное зрелище. Прежде всего, для того, чтобы крупная рыба собралась в определённом месте, ставилось искусственное заграждение, от берега до берега, называемое учугом. В дно вбивались высокие жерди, в три ряда, с небольшим расстоянием между собой. Мелкая рыба ещё как-то могла протиснуться, а вот крупная никак. В ноябре, в назначенный день, казачье войско, выстраивалось на краю побережья, по обе стороны реки, с пешнями и баграми, ожидая приказа атамана. Услышав залп пушки, означающий начало ловли, они бегом спускались к зимовальным ямам, где разбив лёд, начинали баграми доставать на снег белуг и осетров, опустошая ятови до предела.
Тогда у нас получается… По весне, значит, они по берегу ходили на цыпочках, не звонили в колокола, чтобы дать лещу отнереститься, к слову сказать, которого в Европе считают сорной рыбой, а как только встанет лёд, бежали разорять зимовальные ямы добывая икряных белуг и осетров? Вы чего-нибудь понимаете? Я да. Отловив с баграми несколько дней войско могло безбедно прожить весь год, до следующей ловли, а что будет потом, им было просто-напросто наплевать.
И это, заметьте, КАЗАКИ!!! Народ весьма набожный, свято радеющий за процветание России. А что тогда говорить о других, более отсталых людях?
Я не хочу дальше продолжать разговор о методах и способах, кроме спортивных, которыми ловили наши предки, но поверьте на слово, фактов предостаточно, говорящих о том, что то поколение в разы сократило запасы нашей рыбы, если не сказать большего…
Кстати, а вот по поводу того, почему в то время перестали звонить колокола, есть такие мысли:
В конце ноября 1700 года, у города Нарва, произошла битва между Шведской и Русской армией, где в силу бездарного командования мы потеряли всю артиллерию. То есть, все орудия были захвачены шведами. Вчистую проиграв сражение, после возвращения домой, Пётр Первый, для того, чтобы возродить артиллерию, приказал снимать с церквей колокола и лить пушки. Со всей страны собрали около 90 000 пудов колокольной меди и свезли на Пушечный двор…Это общеизвестный факт. Проще говоря, к нересту рыбы большинство церквей стояли… без колоколов. Ну, а дальше у кого, как разыграется фантазия:
Допустим, едет иностранный купец, на пасху, через деревню, а вокруг тишина, ни единого звона. Останавливается, спрашивает у прохожих:
- А что это, у вас, любезные, колокола в такой праздник молчат?
- Так ведь лещ нереститься, боимся потревожить, - отвечают ему. Ну не ляпнешь же, заезжему, что артиллерию восстанавливаем. Так и рождаются мифы о тишине.
А может сам царь Пётр, после того, как ему разъяснили, что колокольная медь не годится для литья пушек, по причине большого количества примесей, чтобы выиграть время для возвращения колоколов на место, т.к. верующие начали роптать из-за потерявших голос храмов, издаёт указ, запрещающий всякий церковный перезвон во время нереста рыбы. Чем не версия?
Правды, по крайней мере, сейчас, мы всё равно не узнаем, но, как мне видится, лещ в этой колокольной истории, не на первом месте.