Коллекционеры
За годы коллекционирования книг о рыбалке, через мои руки прошли тысячи книг. На некоторых из них стояли экслибрисы прежних владельцев. Известные и малоизвестные их имена навсегда останутся на форзацах и страницах старых изданий. Думаю, что кем бы не был коллекционер, он заслуживает нашей памяти и часто – уважения.
Этот материал – моя попытка рассказать о некоторых именах на экслибрисах из книг о рыбалке.
Начать я хочу с экслибриса
Владимира Даниловича Пельта (1920-1988) – страстного рыболова и коллекционера. Именно он сформировал каталог рыболовной литературы изданной в советское время, который лежит в основе более поздних каталогов.
Пельт В. Д. родился 10 февраля 1920 года в посёлке Струги Красные, Петроградская губерния, РСФСР (ныне Псковская область).
1938 год – поступил на комсомольское отделение Ленинградcкого Коммунистического института журналистики имени В. В. Воровского.
1940 год – начал работать ответственным секретарем районнной газеты «Колхозная стройка» (орган Стругокрасненского РК ВКП(б) и Райисполкома).
Во время Великой Отечественной войны работал в эвакуации ответственным секретарем редакции Воскресенской районной газеты «Колхозная победа» (Горьковская область).
С 1944 года – литературный работник Сумской областной газеты «Більшовицька зброя» и корреспондент республиканской молодежной газеты «Сталинское племя» (Украинская ССР).
С 1945 года Член КПСС.
1951 год – заочно закончил русское отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и поступил в аспирантуру. Работал редактором многотиражной газеты «Московский университет».
1954 год – защитил кандидатскую диссертацию.
1968 год – защитил докторскую диссертацию «М. Горький – журналист».
С 1969 года – заведующий кафедрой теории и практики партийно-советской печати факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, член специализированных советов по журналистике, член Совета МГУ им. М. В. Ломоносова по гуманитарным наукам, член Научно-методического Совета по журналистике Минвуза СССР, заведующий кафедрой журналистики Филиала Университета марксизма-ленинизма при МГК КПСС.
Скончался 31 января 1988 года в Москве. Похоронен на Хованском кладбище.
Владимир Данилович Пельт увлекался рыбалкой. Каждое лето он с семьёй отдыхал в низовьях реки Ахтубы, неподалёку от деревни Сазаний угол Харабалинского района Астраханской области.
(Статья из Википедии)
Следующие экслибрисы принадлежат генералу
Василию Тимофеевичу Васькину (1914-1993).
Деревня Медведовка Починского района Смоленской области – родина будущего генерала Василия Васькина (1914–1993). Родился он 22 марта 1914 года в крестьянской семье. Его отец, Тимофей Никифорович, в годы коллективизации был председателем местного комитета бедноты (комбеда). В 16 лет Василия приняли в комсомольскую организацию, которая направила его на учебу в школу крестьянской молодёжи.
Шесть классов ШКМ он одолел уже в Свердловской области, куда переехала по жизненным обстоятельствам семья Васькиных. В городе Ирбите молодой человек окончил медицинский техникум. В 1934 году Василия Тимофеевича пригласили на работу в райком ВЛКСМ. Но карьера комсомольского деятеля не состоялась: он получил направление на учебу в Свердловский медицинский институт, в котором вскоре возглавил комсомольскую организацию.
Однако и врачом В. Васькину тоже не суждено было стать. Его, пятикурсника, обком партии рекомендует на работу в Народный Комиссариат внутренних дел СССР.С апреля по сентябрь 1938 года он – слушатель оперативных курсов при Центральной школе НКВД СССР, по окончании которых направляется на работу в НКВД Туркменской ССР.
В 1940 году молодой чекист был награждён именными часами «за выполнение заданий правительства». В том же году Васькин стал следователем следственной части, а к июню 1941 года – начальником отделения УНКВД по Ашхабадской области. Кстати, в этом же году он получил диплом Ашхабадского мединститута.
В годы Великой Отечественной войны В.Т. Васькин вместе с другими чекистами Туркмении стоял на рубежах невидимого фронта.
Отметим: Туркменистан не был глубоким тылом, особенно в начале войны Он, как и другие республики Советского Союза, оказался в сфере активного воздействия враждебных сил, поставленных фашистской Германией на службу своим интересам. В марте 1942 года гитлеровцы создали «Предприятие Цеппелин» – специальный орган для политического шпионажа, подрывной и диверсионной деятельности в советском тылу. На него возлагались обучение и заброска агентуры в глубокие тыловые районы СССР, имеющие важное оборонное значение. Под руководством этой организации формировались «национальные легионы». Они, по замыслам немцев, должны были вести вооружённую борьбу с частями Красной Армии, партизанами, а также готовить кадры полиции для национальных республик на случай их оккупации. Эти «легионы» служили базой по подбору людей в шпионские и диверсионные школы. Для подобной работы на территории ТССР были созданы «Туркестанский легион» и «Туркестанский национальный комитет».
Борьба с бандитскими и шпионско-контрабандистскими группами, которые забрасывались в Туркменистан из Ирана и Афганистана, стала важнейшим направлением в деятельности органов ГБ республики.
Гитлеровцы большое значение придавали идеологическому разложению населения республик Средней Азии и Казахстана. С этой целью в Дрездене действовала специальная школа, в которой учили мулл. Германские спецслужбы полагали, что нетрудно будет толкнуть верующих мусульман против большевиков-безбожников, стоит только забросить в советский тыл несколько десятков выпускников этой школы. Но фашисты просчитались. В начале 1942 года в Тшаузской области группа реакционных мусульманских духовников была раскрыта. В.Т. Васькин, который был в то время начальником одного из оперативных подразделений УНКВД, принимал самое непосредственное участие в розыске, задержании изменников Родины, в следствии по этому уголовному делу, за что был награждён именным оружием.
В июле 1945 года майор госбезопасности Васькин назначается начальником управления НКГБ Тшаузкой области. Через три года его ещё раз наградили именным оружием за успешное выполнение заданий МГБ СССР. Вскоре он возглавил управление МГБ Чарджоуской области. В 1950 году В.Т. Васькин назначается заместителем министра МГБ Туркменской ССР. Через год он – глава этого министерства. В 1954 году, когда был создан Комитет государственной безопасности СССР, полковник Васькин стал председателем КГБ при Совете Министров Туркменской Республики.
За годы работы в Средней Азии Василий Тимофеевич был награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За трудовую доблесть».
Из материалов «Личного дела»: «Учитывая продолжительную работу тов. Васькина в трудных климатических условиях Туркменской ССР, Управление кадров КГБ при Совете министров СССР считает целесообразным перевести его на работу в другую область и назначить начальником Управления КГБ при Совете Министров СССР по Саратовской области». Так Василий Тимофеевич становится нашим земляком. В июне 1956 года он впервые вошёл в здание Управления КГБ по Саратовской области. Василий Тимофеевич руководил коллективом саратовских чекистов почти двадцать лет.
– Когда личный состав УКГБ по Саратовской области собрался в актовом зале обкома партии для проводов на пенсию своего начальника, – вспоминает полковник в отставке В.М. Капустин, – все понимали, что уходит не просто генерал Васькин, а уходит зубр контрразведки. Он был человеком старой закалки, внимательно следил, чтобы в Управлении не было застоя, вовремя вносил корректировки в решения возникающих проблем.
Я всегда удивлялся его умению работать с документами. Он прочитывал их быстро. Создавалось впечатление, что документы он просто перелистывает или читает через строку. Но это было обманчивое впечатление. Генерал моментально схватывал суть содержания, не пропуская при этом описок.
Доклады не затягивались. При отчётах подразделений Василий Тимофеевич давал возможность высказаться всем желающим. Редко использовал термин «контрразведка», заменяя его словом «крокист» – производным от «контрразведывательный отдел» и «чекист».
Внешне генерал казался хмурым, малоулыбчивым человеком, сухарём. Действительно, порой он одними глазами мог выразить неудовольствие. Вспоминаю, как, будучи в наряде на похоронах Героя Советского Союза Д.В. Емлютина, позволил себе послабление по правилам ношения военной формы. Василий Тимофеевич заметил это и так посмотрел на меня...
Генерал был порядочным и отзывчивым человеком, готовым прийти на помощь другим. Мне известен факт, когда Василий Тимофеевич из своих сбережений передал значительную сумму денег оперативному сотруднику для оплаты консультации и лечения тяжело больной жены, предупредив того, чтобы он о возврате денег не беспокоился: «...когда сможете, тогда и отдадите».
В.Т. Васькин был человеком без вредных привычек: не курил, не употреблял спиртного. Я никогда не слышал от него бранных слов и нецензурных выражений. Самым «страшным» его ругательством были слова «чёрт подери».
(Татьяна Бреус «Зубр контрразведки»)
И еще несколько экслибрисов из книг о рыбалке:
Громницкий В.:
Мозгалев А.Ф. – Украина:
Сакада Владимир Иванович – Украина:
Ну, и напоследок – экслибрис вашего покорного слуги: