Читая и перечитывая раздел библиофилов в альманахе «Рыболов-спортсмен», не мог не прочесть рецензию В.Г. Алферрова (автора книг о рыбалке: «Юным рыболовам» (1953), «На рыбалке» (1959), «Идут мальчишки на рыбалку» (1969, 1974)) на книгу своего земляка Н.Д. Коляструка «Булька-рыболов».
Коляструк Николай Дмитриевич, «Булька-рыболов», Куйбышев, 1953, Куйбышевское книжное издательство, 75000, 72 стр.
Задача рыболова-литератора, пишущего для детей, заключается в том, чтобы живо и интересно рассказать юным читателям о рыбалке – одном из увлекательных видов спорта, познакомить их с передовыми, культурными способами лова рыбы, правдиво, художественно ярко отобразить богатство нашей природы. Удалось ли автору рецензируемой книги справиться с этой задачей? Книга открывается рассказом «Дедушка Бат». Это длинное, композиционно рыхлое жизнеописание старика с нечеловеческим именем – Бат. Автор подробно описывает свою «закадычную» дружбу с дедушкой Батом, приводит рыбацкие анекдоты, рассказывает о ловле крупных икряных щук в весеннюю «ледяную воду» и т.д. Пропагандировать среди детей браконьерство – лов рыбы в запретные сроки и запретными снастями во время ее миграции к местам нерестилищ – не только недопустимо, но и вредно. В рассказе «Жадная стерлядь» автор пишет: «Бат взял подпуск, длинный – метров на полтораста. Крючков на нем и не счесть...» Как известно, лов на многокрючковые снасти запрещен, а пропагандировать его, это значит игнорировать существующий закон. Автор не знает, как правильно называется подпусковая снасть. Хребтину или шнур он именует лесой, а поводки – бечевой. Эти неточности вводят в заблуждение не только ребенка, но и взрослого. А наши маленькие любознательные читатели многому учатся по книгам, поэтому литератор обязан в совершенстве знать все то, о чем рассказывает. Писать для детей надо языком точным, чистым, ясным. Не представляют никакого интереса зарисовки: «Под яблонькой», «Как сом в крыгу попал», «Глуп ли язь?» В первых двух речь идет о ловле рыбы крыгой во время весеннего паводка, тогда как этой снастью ловить рыбу в период нереста тоже не разрешается. Причем на 12-й странице сообщается о несуществующей рыбе-веселке. Дедушка Бат, конечно, может любую рыбу называть по-своему, по-местному, но писатель не должен оставлять юного читателя в недоумении.
«Речная сельдь
Clupea pontica и Clupea caspia Eichw. Оба вида обыкновенно нe различаются; только в низовьях Волги некоторые опытные рыбаки называют первую черногубкою или черноспинкою, а последнюю – желтогубкою, краснощёчкою, железнякам. Вообще: в низовьях Волги – бешенка, весёлка, железнща»
http://fish-book.ru/sposoby-lovli-seldi/
В реалистическом произведении нелепостью кажется сравнение усов сома с пастушьими кнутами (стр. 14). А то, что ерши «свирепо раскрывали колючие пасти» (стр. 31), совсем неправильно. У ерша колючки на спинном плавнике, а «пасть» у него совсем не колючая. Третья зарисовка построена на опровержении выдуманной дедушкой Батом пословицы «Глуп, как язь». Но, как впоследствии убеждает автор, язь совсем не глуп. Таков «идейный» смысл этой зарисовки. Нельзя признать интересными и такие рассказы, как «Сазаний бой» и «Рыбий жор». На стр. 16 читаем: «В августе начинается лов сазана на удочку. Рыбаки готовятся к этому тщательно. Нужно запастись длинными, толстыми удилищами, которые больше похожи на жерди, чем на удилища – так велики они; нужно свить крепчайшие лески, способные поросенка удержать, не то что сазана...» Все это, конечно, ненужное преувеличение. Ошибочно и утверждение, что лов сазана начинается только в августе. Сазан клюет и в весенний паводок, и в июне. Все советы или сведения об ужении, содержащиеся в этих рассказах, или неверны, или давно устарели. Плохо и то, что глубокие речные омуты автор называет «колдобинами», удилище – «проказливым», а сазана перекрашивает в «красный цвет!» «Напасть на стаю рыб, когда у них бывает жор, не так-то просто», – пишет автор (стр. 50). Обычно бывает наоборот. Во время жора гораздо легче напасть на стаи рыб, потому что они непрерывно мигрируют недалеко от берегов водоема. Из 13 рассказов, составляющих рецензируемый сборник, могли бы в какой-то мере заинтересовать юного читателя только пять: «Булька-рыболов», «Золотая рыбка», «Кто это?», «Чудесный аквариум» и «Малек». Но и они, к сожалению, не лишены скучных рассуждений, фактических неточностей, языковых и стилистических погрешностей. Вот несколько примеров: «Я всегда держусь такого мнения, что человеку полезно больше ходить там, куда меньше всего заглядывает нелюбопытный... Наши приволжские места, кстати, располагают к таким хождениям» (стр. 64). А вот автор описывает окуней: «...красные огненные плавники, которые топорщатся, как загривки у злых собак» (стр. 70). Красными у окуней являются только грудные и подхвостовой плавники. А они-то никак не могут быть похожи на собачьи «загривки». На стр. 70-71 сказано: «...щуренок, насаженный на животку (?), становится добычей щуки». По меньшей мере, странным является сравнение щуки с маскировочным халатом (стр. 56). Иллюстрации в тексте сделаны плохо, невыразительно. Например, рисунок на странице 69 вместо резвых и красивых окуней изображает какие-то «чудовища морские». На всей книжке лежит печать спешки и непродуманности. В таком виде ее, безусловно, не следовало бы издавать.
Василий Алферов, альманах «Рыболов-спортсмен» №5 (1955г.)
Оба жили и издавались в г. Куйбышев в одном и том же издательстве – Куйбышевском книжном. Интересно, но даже формат и гарнитура книг обоих авторов, изданных в один год (1953) – одинаковы. Что-то не складывалось у меня в голове: почему, человек пишущий достаточно хорошие книжки – критикует своего коллегу да еще так язвительно? Мне кажется ответ можно искать в биографиях двух куйбышевских авторов. Решать вам…
Василий Григорьевич АЛФЕРОВ
(1898-1988)
Родился 28 июля 1898 года в селе Брусяны Симбирской губернии (ныне Самарской области). Окончил церковно-приходскую школу и коммерческое училище. Служил в Красной Армии. Позднее работал в торговых и финансовых советских учреждениях. С 1928 года на журналистской работе, многие годы был редактором многотиражки Средневолжского станкозавода. Был в числе организаторов краевого отделения Всероссийского общества крестьянских писателей. В 1934 году входил в состав оргкомитета по созыву 1-го съезда Союза писателей СССР, участвовал в работе съезда. Поэт, прозаик, публицист. Широко известны песни на его слова. Одна из них — «Ивушка» на музыку Г. Пономаренко — воспринимается сейчас как народная. Член Союза писателей СССР с 1953 года. Умер в 1988 году.
(
http://litsamara.com/?p=90)
До 1917 г. работал в магазине самарского купца Пожидаева. После революции поступил на общеобразовательные курсы общества преподавателей. Затем продолжил учебу на специальных конторско-бухгалтерских курсах.
Осенью 1918 г. Поступил конторщиком в «Кооперативный банк». 16 мая 1919 г. добровольно вступил в ряды Красной армии. После демобилизации в 1922 г. поступил на работу в водный транспорт, а весной 1924 г. уехал в Самарканд на работу в отделение издательства «Средазкнига». В 1923 г. снова приехал в Самару, а в сентябре 1930 г. Стал работать в краевой «Колхозной газете». Кроме того, работал в качестве литсотрудника и ответственного секретаря редакции газеты «Волжская коммуна», «Волжский комсомолец», пионерской газете «Будь готов». Умер 25 июля 1988 г.
(
http://libinfo.org/index/index.php?id=80209)
Основные сочинения
Рань (в соавторстве с И. Безродным и Н. Кулагиным): Стихи. — Самара: Всеросс. общ. крестьянских писателей, 1930;
Гульсума: Повесть.— М.: Центриздат, 1933;
Дружба: Повесть (с дополнениями неоднократно переиздавалась в Москве и Куйбышеве массовыми тиражами). — Куйбышев: Облгиз, 1941;
На рыбалке: Рассказы для детей. — Куйбышев: Кн. изд.., 1959;
Стихи и песни. — Куйбышев: Кн. изд., 1962;
Зажглась звезда далёкая: Песни. — Куйбышев: Кн. изд., 1966. — 99 с.;
Идут мальчишки на рыбалку: Советы юным рыболовам. — Куйбышев: Кн. изд., 1969;
Песенный край: Стихи и песни. — Куйбышев: Кн. изд., 1981;
Утро года: Повести, рассказы, этюды. — Куйбышев: Кн. изд., 1987.
Николай Дмитриевич КОЛЯСТРУК
(1909-1966)
Родился в 1909 году в Северном Казахстане в селе Пантелеймоновка в крестьянской семье. В юном возрасте в поисках знаний переехал на жительство в Ленинград, где в 1931 году издал первую книгу.
Был необоснованно репрессирован. В начале войны эвакуирован, а по сути, сослан в Куйбышевскую область. Десять лет работал в колхозе «Первая пятилетка» Ставропольского района Куйбышевской области счетоводом, бригадиром огородной бригады, пастухом, заведующим птицефабрикой, разнорабочим. Но не утратил интереса к литературе. Создал ряд крупных художественных произведений. Умер в 1966 году.
(
http://litsamara.com/?p=1003)
Дал о себе знать конюх из села Хрящевка, бывший ленинградец, изгнанный в 1934 году из северной столицы после убийства С.М. Кирова в Орел и во время войны загнанный в хилый закуток на Волгу. То был Николай Дмитриевич Коляструк, автор довоенной повести «Хлеб». Его рассказы отличались чистотой языка, глубиной исследования характера персонажей. Позднее он переехал в Ставрополь-на-Волге, критика называла его в числе именитых романистов послевоенного призыва – «Земля отцов», «Разорванный круг», сборники «Черемшанские были», «Односельчане».
(
http://goths.ru/old_news.php?id=4166)
Основные сочинения
Хлеб: Повесть. – Л.: ГИХЛ, 1931;
Далекие друзья: Рассказы. – Куйбышев: Кн. изд., 1952;
Синегорские сады: Рассказы. – Куйбышев: Кн. изд., 1953;
Булька-рыболов. – Куйбышев: Кн. изд.; 1953;
Односельчане: Роман. – Куйбышев: Кн. изд., 1955;
Черемшанские были. – М.: Сов. Россия, 1960;
Повести и рассказы. – Куйбышев: Кн. изд., 1961;
Земля отцов: Роман. – Куйбышев: Кн. изд., 1964;
Разорванный круг: Роман. – Куйбышев: Кн. изд., 1964.