О газе и горелках
Итак попробую систематизировать мои нервные выпады.Оговорюсь сразу. Я рассматриваю применение горелки под свои условия.(хай) Это маршруты в основном смешанные сплав-пешка и только летом. Альпинизмом не занимался и думаю уже не придётся
зимой в маршрут больше не пойду - стар стал и немощен для зимних условий выживания.
Какую горелку использовать? Газовую или бензиновую?
Газовая - очень проста в использовании, ломаться практически нечему. Но газ однако дорог по сравнению с бензином.Да и на самолёте газовые баллоны к провозу запрещены. С другой стороны, если рассматривать по надёжности, то я выбрал газовую гарелку. Есть большой опыт использования ещё советского Шмеля. С тех пор как то остерегаюсь иметь дело с бензиновыми горелками.Зря наверное, многое в технике с тех пор изменилось - вон и мультитопливные горелки появились, но дороги заразы.
Итак мой выбор в конце концов - газовая горелка. Теперь нужно выбрать с выносным баллоном или стационарным?
Цель использования горелки в моём случае - разжигание костра, сложенного из сырых дров,иногда приготовление еды ( в палатке при хреновой погоде),обогрев замёрзших бренных тел в палатке.
И тут мой выбор - с выносным баллоном. Костёр такой горелкой разжечь без проблем. Саму горелку под костёр, баллон на шланге, что безопасно.
Со стационарным такой фокус не пройдёт. Опять же при низких температурах, когда газа осталось меньше полбаллона и он хреново испаряется, баллон можно разогреть, разместив его на крышке кана/чайника.Со стационарной придётся повозиться. Горелка с выносным баллоном гораздо устойчивее.
Ещё на горелке с выносным баллоном есть такая хрень - предобогрев газа. Это трубочка по которой подводится газ к рассекателю. Она распологается непосредственно в пламени работающей горелки.
http://rechflot.narod.ru/images/a8.jpg
Этим достигается меньший расход газа и более устойчивая работа самой горелки при низких температурах. На стационарных горелках я этого не встречал, а может плохо смотрел.:yes:
Опять же мою горелку можно использовать как с резьбовыми баллонами, так и с цанговыми, есть переходник.Длинный цанговый баллон удобней перевозить.Единственный неоспаримый плюс у стационарных горелок - это малый вес 80-150 гр. Это дорогого стоит. Моя ( см. пост 89) весит 500гр. Но наверное со мной согласятся люди, которые ходили и ходят в длительные автономные маршруты. В автономе важнее не вес, а объём снаряги.
Теперь по поводу газовых баллонов. Их сейчас множество. Я использую корейские - длинные, цанговые. Дёшево и выгорают полностью. Да и в рюкзаке размещается удобнее, чем пузатый. О составе газа, которым наполнен баллон, много споров и размышлений. Я здесь приведу некоторые характеристики.
Нас интересует всего лишь две основные характеристики газов, применяемых при готовке пищи - теплотворная способность(калорийность) и температура кипения. Первый параметр показывает какое количество тепла выделится при сжигании определенной массы газа, т.е. сколько газа придется тащить на себе, чтобы приготовить определенное количество котелков. Второй, отвечает за возможность использования газа при низких температурах. Газ в баллонах находится под давлением в жидком состоянии, при работе горелки газ испаряется, и баллон сильно охлаждается. При этом, если температура окружающей среды низкая, то кипение газа практически прекращается, горелка перестает работать, и приходится подогревать баллон руками, грелкой, самой горелкой...
Сравнительные характеристики газов.
Газ Теплотворная способность (ккал/м3) Температура кипения (° С)
метан 8 570 -161,5
пропан 22 260 -42,1
бутан 29 320 -0,5
изобутан ~29 000 -11,7
Из приведенной таблицы легко сделать выводы о применимости той или иной смеси газа в баллоне:
-для высококатегорийных (высотных) походов наилучшим образом подходит пропан-бутановая смесь (т.е. с большим процентом пропана - высотная смесь) которая при некоторой потере калорийности (т.о. будет увеличение расхода газа на одну готовку), будет все же испаряться из баллона.
-для походов категорий 1-3 вполне подходит "Хитон"(изобутан) и простые фирменные Markill, Primus, и.т.п. (пропан-бутан).
-самым неподходящим является кемпинг-газ(бутан с малым количеством пропана), обладающий высокой температурой испарения.